Шнекоходы не забыты!

АвторGeorgy

Дек 28, 2010

Это в очередной раз доказывает петербуржец Алексей Бурдин,инициатор проекта “Трансформируемые шнеки или ТЕШ-драйв”.

шнеко-роторный вездеход
шнеко-роторный вездеход

Концепция шнеко-роторных вездеходов известна инженерам уже более ста лет и не пошла в серийное производство. Шнекоходы опирались не на гусеницы или колёса, а на два горизонтальных, заострённых с концов цилиндра, на поверхности которых был наварен «архимедов винт», он же шнек. При вращении они толкают машину вперёд или назад в зависимости от желания водителя.

шнеко-роторный вездеход
шнеко-роторный вездеход

Завязнуть эта машина просто не может — идёт ли она по раскисшему полю, по трясине или заросшему подлеском берегу озера. Единственно, шнекоходы не могут ездить по асфальту — шнеки со скрежетом скользят на нём, едва двигая машину.
Питерский изобретатель задался целью решить эту проблему, обеспечить шнеко-ротору возможность перемещатся по дорогам общего пользования. Он пошёл по пути объединения колёсного и шнекового движителя на одной раме.
Для этого в межвитковом пространстве шнеко-ротора он разместил так называемый элемент с изменяемой геометрией, резиновый рукав, который в расширенном состоянии воспринимает вес транспортного средства, позволяет ему двигатся в режиме качения и это основной рабочий режим Теш-Драйва, пока дорожные условия позволяют.

Когда же на пути вездехода появляется препятствие в виде обводнённых, рыхлых грунтов Теш-Драйв переводится в шнековый режим, воздух выпускается,а рукав прижимается к телу ротора. Транспортное средство при этом режиме пермещается “боком”. Этот режим позволит транспортному средству пробится через глубокий снег, форсировать сложные,обводнённые грунты, водные преграды,при этом шнеки обладают высокой плавучестью и работает как водомётный движитель.

Когда же несущая способность грунтов позволит можно будет вновь перевестись в режим качения. Рукав будет защищён специальным протектором, а процесс перевода ТЕШ-драйва из одного режима в другой будет автоматизирован и это главная конструкторская задача на сегоднешний день. На прототипе это приходится выполнять вручную. При истерании элемент заменяется на новый,причем эта операция возможна и в полевых условиях.
На этом принципе возможно создание не только техники повышенной проходимости с высокими амфибийными свойствами, такие везедходы были бы востребованы как службами спасения,так рыбаками и охотниками,но и различной специальной техники повышенной маневренности, ведь ТЕШ-драйв позволяет с места перемещатся в двух направлениях практически по любому грунту. А его высокая живучесть,даже если гибкий элемент полностью выдет из строя транспортное средство сохраняет возможность перемещатся и покинуть опасную зону, может быть серьёзным преимуществом перед классическими видами движителей, гусеницами и колёсами,для разработки военно-транспортных машин, по крайней мере автор именно так обозначил области приминения своей разработки и пытается заинтересовать ей как западных, так и отечественных производителей транспортных машин.