Стратегический ракетоносец-бомбардировщик Ту-160 «Белый лебедь» всегда был гордостью отечественной военной авиации. Величественная боевая машина по многим параметрам так и оказалась недостижимой для конкурентов, надолго обеспечив надежность воздушных границ государства.
Достойный ответ Западу
В самый разгар холодной войны, когда гонка вооружений достигла огромного размаха, обе сверхдержавы пытались обеспечить себе военное преимущество. СССР делал ставку на стратегические ракеты, а США начали разрабатывать концепцию развития стратегической авиации. Так из недр Пентагона вышел проект сверхзвукового стратегического бомбардировщика B-1″Лансер». Это побудило Советский союз сделать обзор лучшего опыта и представить достойный ответ.
В 70-е гг. под руководством ОКБ Туполева разрабатывается флагман советских ВВС ТУ-160 «Белый лебедь». Он является рекордсменом в военной авиации по взлетной массе и размеру, также ему нет равных в скорости и мощи. Всего крылатой машине принадлежит 44 подтвержденных достижения, которые пока никто не превзошел.
Первый полет прототипа воздушного судна, который управлялся под руководством летчика-испытателя Б.Веремея, прошел в декабре 1981 года в подмосковном Жуковском. В небе борт пробыл 27 минут и успешно возвратился на землю. В целом полет прошел в штатном режиме, самолет вел себя довольно предсказуемо, хотя пилоты сделали несколько рациональных предложений по улучшению электродистанционной системы управления. В дальнейшем испытания продолжились на земле и второй опытный образец под кодовым названием «изделие 70-02» доводили до ума на гидромеханическом стенде.
Тактико-технические характеристики самолета
Ту-160 оснащен четырьмя двухконтурными силовыми агрегатами НК-32, которые устанавливаются попарно в специальной гондоле под фюзеляжем. Несущая конструкция самолета имеет интегральную схему и включает в себя шесть основных частей, при этом статичная часть крыла образует общую конструкцию с фюзеляжем. Центральная часть машины неразъемная и состоит из двух грузовых отсеков, которые разделяет кессон-отсек и неподвижная часть крыла, а также фюзеляжа с кабиной экипажа, специальных гондол для двигателей и хвостовой части оснащенной килевой надстройкой. Кабина выполнена в виде общего гермоотсека, в котором расположены рабочие места летчиков, а также электронное оборудование.
Боевые возможности машины позволяют обеспечить надежную защиту воздушного пространства страны, а также наносить превентивные и ответные удары по сопернику. Ту-160 «Белый лебедь» может преодолеть океан и не заходя в зону, контролируемую ПВО противника, наносить по его территории удар с помощью крылатых ракет. Всего один стратегический ракетоносец-бомбардировщик несет реальную угрозу большому городу или крупной военной базе. Подобный эффект достигается за счет оснащения самолета современным ракетным комплексом и возможности преодолевать расстояние на скорости до 2000 км/ч.
ТУ-160 в деле защиты Родины
Серийное производство «Белого лебедя» было налажено на Казанском авиационном заводе, первый серийный экземпляр поднялся в воздух в октябре 1984 года. Выпуск стратегического бомбардировщика продолжится на протяжении 20 с лишним лет, несмотря на то, что фактически производство было остановлено в начале 90-хх гг.
Еще несколько самолетов собрали из готовых элементов, последний экземпляр увидел свет в 2008 году. Интересно, что почти все стратегические ракетоносцы-бомбардировщики имеют собственные имена, присвоенные в честь выдающихся спортсменов (Иван Ярыгин), военных (генерал Ермолов),(летчиков Б.Веремей) и даже былинных персонажей (И.Муромец). Всего было выпущено 35 самолетов, из которых 16 все еще состоят на вооружении в российских ВВС.
Испытания самолета продолжались даже после его запуска в серийное производство и окончились лишь в 1989 году. Тогда с борта ТУ-160 произвели пуск четырех малогабаритных дозвуковых крылатых ракет Х-55, которые наряду с гиперзвуковыми ракетами Х-15 стали основным вооружением боевой машины.
Усовершенствования и модификации ТУ-160
Со временем, после того как был проведен обзор и анализ опыта эксплуатации, стратегический бомбардировщик подвергся серии изменений, связанных с улучшением его тактико-технических характеристик. В частности, разработчики установили дополнительные створки, благодаря чему самолет стал более устойчив и понятен в управлении. Некоторые элементы стали выполняться из углепластика, что несколько уменьшило вес тяжелой машины. Были внесены изменения в электронику и гидросистему, некоторые части «Белого лебедя» были покрыты специальным радиопоглощающей краской.
Всего было создано 8 проектов модернизации бомбардировщика, ряд которых предусматривал возможность изменения функционального назначения лайнера. Предполагалось использовать воздушное судно в качестве носителя воздушно-космической системы «Бурлак» (Ту 160СК), боевого авиационно-ракетного комплекса (ТУ-160К), тяжелого истребителя сопровождения (ТУ-160П). Один из вариантов предполагал установку силового агрегата, работающего на жидком водороде. Весной 2015 года глава Минобороны РФ С.Шойгу приказал приступить к работе по модернизации действующих Ту-160 до уровня ТУ-160М, что позволит использовать на его борту неядерное оружие высокой точности.